Галина Павлова 0 102

Очарование музыкой. К каким сюрпризам должен быть готов зритель?

Что изменилось за пять лет в Удмуртской государственной филармонии.

Юбилейный фестиваль, по мнению, Алексея Фомина, должен запомниться как уровнем артистов, так и насыщенной программой.
Юбилейный фестиваль, по мнению, Алексея Фомина, должен запомниться как уровнем артистов, так и насыщенной программой. © / Галина Павлова / АиФ
Весной в Удмуртии состоится 60-й юбилейный фестиваль «На родине П.И. Чайковского». Коррепспондент «АиФ-Удмуртии» выснила, чем он будет отличаться от предыдущих?
 

«Ежегодный фестиваль, который проходил на родине нашего земляка Петра Ильича Чайковского, имел статус музыкального, — рассказывает Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии. — Но в этом году мы решили поэкспериментировать и назвали его "фестиваль искусств"». 

Рекордное число концертов

Галина Павлова, «АиФ-Удмуртия»: Значит, зрителям предстоит побывать не только на концертных площадках?

Алексей Фомин: Да, в программу фестиваля будут включены выставки, поэтические вечера и мероприятия в музеях. Поскольку это 60-й фестиваль, то будет организовано 60 концертов, которые состоятся не только в Ижевске и Воткинске, но и в других городах и районах Удмуртии. 

— В минувшие годы фестиваль проводился за счёт средств республиканского бюджета и спонсоров. А как в этом году?

— В этом году впервые, благодаря поддержке Министерства культуры России, на проведение фестиваля будут направлены средства из федерального бюджета — 4 млн руб. Ещё 6,5 млн руб. выделены из бюджета республики.  

—  Известна ли дата, когда будет дан старт фестивальным концертам?

— Открытие фестиваля состоится 11 марта в Воткинске. С единственным сольным концертом выступит пианист Денис Мацуев. 

В рамках фестиваля пройдут 60 концертов.

— Кого из звёзд ещё увидят зрители?

— Это Анатолий Белый, актер МХТ им. Чехова. Он представит просветительский проект «Кинопоэзия». Любители современного балета смогут посмотреть данс-спектакли лауреата премии «Золотая маска» — «Эксцентрик-балет». Это авторский театр танца Сергея Смирнова. Поклонники народной музыки смогут побывать на концерте Рязанского академического русского народного хора. А любителей джаза ожидает концерт знаменитого оркестра Игоря Бутмана. Кроме того, в фестивале примут участие наши земляки, живущие и работающие  в разных городах мира: Мария Пахарь, солистка Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Перевощиков, солист Челябинского театра оперы и балета, Михаил Шиляев, пианист,  живущий в Лондоне. Дирижировать оркестром будет Виктор Олин — наш земляк, главный дирижёр Краснодарского музыкального театра. 

— Приедет ли  Дмитрий Хворостовский? 

— Надеюсь, что Дмитрий Хворостовский всё-таки приедет в Воткинск и выступит 7 мая вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова. 

Высокое звучание

— Вы были назначены директором филармонии пять лет назад. Что вам удалось сделать за это время?

— Пять лет назад мне было всего 27 лет. Назначение было для меня большой неожиданностью. Тогда я не разбирался в маркетинге, в финансовых вопросах, не знал даже, как подписывать счета.  Но меня поддержали коллеги. Главное, что удалось сделать за эти годы — создать сплочённую, работоспособную команду. Всё, начиная с гардеробщиков и заканчивая артистами, работают на результат: зрители должны ощущать атмосферу праздника.

— Горожане заметили, что за последние годы филармония преобразилась. 

— Высокая музыка не должна звучать в сарае. Поэтому несколько лет назад мы провели ремонт в зрительном зале. Постарались улучшить акустику, установили кресла, хотя и не совсем новые. Полностью заменили световое и звуковое оборудование. Отремонтировали все репетиционные помещения, в том числе, хоровой и балетный классы для ансамбля «Италмас». 

Высокая музыка не должна звучать в сарае.

— Изменился ли репертуар?

— Да, и это — главное. Мы кардинально  изменили подход к формированию  репертуара. Ведь основная задача филармонии — продвижение академической музыки, а также реализация необычных проектов, которые зрители не увидят по телевидению. С удовольствием приглашаем артистов и музыкантов, с которыми сотрудничаем уже многие годы: пианиста Даниила Крамера, артистку Нину Шацкую, а также одного из лучших теноров России — Александра Захарова. Но вместе с ними появились и новые друзья — например, пианист Филипп Копачевский и скрипач Павел Милюков. Радует, что все они с радостью приезжают к нам, а зрители очень тепло принимают их.

«Не могу жить без сцены»

— Вы, несмотря на занятость, выступаете?

— Признаюсь честно, что я не могу жить без сцены. Продолжаю свою дирижёрскую деятельность. Например, в конце января стоял за дирижерским пультом на спектакле «Бабий бунт» в Театре оперы и балета. В марте там же буду дирижировать оркестром в детском спектакле «Золотой цыплёнок». А в октябре на сцене этого театра пройдет большой концерт «Калина красная», в котором симфонический оркестр Удмуртской Республики выступит с академической хоровой капеллой нашей филармонии. И я буду дирижировать.

— В свободное время ходите на концерты или в театры?

— На концерты звезд шоу-бизнеса я не хожу, зато часто бываю на спектаклях Национального театра Удмуртии и Театра оперы и балета. Также смотрю все концерты, которые проходят в нашей филармонии. И, если даже по какой-то причине не могу прийти на концерт, то потом просматриваю его в записи.

Досье АиФ
Алексей Фомин родился 11 июня 1983 года в деревне Баграш Бигра Малопургинского района Удмуртии. Учился в республиканской школе-интернате для одаренных детей в Ижевске, занимался музыкой, играл на баяне. После окончания школы поступил в музыкальное училище, а затем — в Уральскую консерваторию им. Мусоргского на отделение народных инструментов. В 2006 году окончил консерваторию по двум специальностям — «дирижирование», и «инструментальное исполнительство». Вернувшись в Ижевск, был принят на должность дирижера оркестра театра оперы и балета. В 2009 году перешёл на работу в Удмуртскую филармонию. С 2011 года является директором филармонии.

— То есть вам важно знать всё, что происходит в филармонии?

— Я думаю, что для каждого хозяина дома или директора предприятия, важно, что происходит в его заведении. Я всегда обращаю внимание на то, как улыбаются наши контролёры, надеты ли белые перчатки у гардеробщиков, как воспринимает зритель происходящее на сцене. Ведь если мы плохо встретим зрителей, то они больше к нам не придут. Приятно, что в последние годы зрительный зал почти всегда полон. Это говорит о том, что ижевчане тянутся к высокому искусству. Особенно радует, что к нам всё чаще стала приходить молодёжь. 

В творческом поиске

— С прошлого года вы являетесь не только директором филармонии, но и  руководителем ансамбля песни и танца «Италмас». Как удается совмещать две должности?

— Сложно. Приходится много времени заниматься решением различных организационных, юридических и бухгалтерских вопросов. Дело в том, что последние годы «Италмас» жил на том репертуаре, который создавался в советское время. Ничего нового не создавалось. И главная задача сейчас — создать новый репертуар. Я не знаю, что это будет: копирование других коллективов или создание собственного репертуара. Понятно, что второго Мамонтова у нас не будет. Поэтому мы должны найти и создать новые концертные номера. Это непросто. Я считаю, что «Италмас» должен исполнять песни и танцы разных народов, в том числе знаменитые музыкальные  произведения, например, «Калинку». Недавно мы приобрели партитуру у нашего известного композитора Сергея Черезова. Он написал сюиту в восьми частях, посвящённую Масленице. И сейчас «Италмас» занимается постановкой масленичного обряда и представит его на концерте в конце февраля. 

— Удалось ли вам сохранить детскую студию?

— Когда год назад меня назначили директором «Италмаса», в детской студии было всего 26 человек. Я предложил моему другу Петру Овчинникову, который окончил Новосибирское хореографическое училище и работал в Театре оперы и балета в Ижевске, возглавить эту студию. Тем более, что он сам когда-то занимался в «Италмасе». Он набрал новую команду преподавателей, которые имеют профессиональное образование. Сейчас в студии занимается сто детей. Первые результаты их работы мы увидим на отчётном концерте в мае. Кстати, моя четырёхлетняя дочь Катя тоже занимается в детской студии «Италмас». Я думал, что она долго не выдержит, но прошло уже несколько месяцев, а Катя с удовольствием ходит на занятия.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если не платят зарплату?
  2. Как отличить ОРВИ от гриппа?
  3. Когда и как пожилым жителям Удмуртии получить компенсацию за капремонт?