Алёна Арбалетова 0 113

Мы учим не отводить глаза. Как ведётся работа в инклюзивном театре?

Худрук театра: «Воспитание особых малышей — это каждодневный труд и подвиг».

Сегодня на постоянной основе 10 семей занимается в труппе «Надежда».
Сегодня на постоянной основе 10 семей занимается в труппе «Надежда». © / предоставлено социально-педагогическим объединением «Благое дело»

Маленькая Кира через полгода занятий в инклюзивном театре «Надежда» заговорила. Спустя три года она, самая юная актриса, смогла самостоятельно, без помощи мамы, дать интервью.

В Ижевске уже четыре года успешно развивается инклюзивный театр «Надежда», где занимаются семьи, воспитывающие особых детей. Сегодня Константин Мехряков, художественный руководитель театра, в интервью корреспонденту «АиФ в Удмуртии» рассказывает о своих актёрах, их родителях, особенностях своего театра и о безгранично талантливых детях.

Поверить в свои силы

Алёна Арбалетова, «АиФ в Удмуртии»: Как театр меняет особого ребенка?

Константин Мехряков.
Константин Мехряков. Фото: АиФ

Константин Мехряков: Сценотерапия меняет любого человека — ребёнка и взрослого. Но для особых детей это одна из лучших методик социализации и открытия себя. Четыре года назад, когда наша труппа только собиралась, к нам пришла девочка Кира, ей было всего 4 года — маленький ребенок... Синдром Дауна. Она ни с кем не разговаривала, настороженно наблюдала за тем, что происходит на сцене. Через полгода занятий Кирочка заговорила, спустя три года занятий она, самая юная наша актриса, смогла без помощи мамы дать интервью. Мы стояли далеко позади и едва сдерживали слезы, наблюдая за беседой журналиста и Кирочки. Кстати её мама — Ксения Кровко за эти годы смогла набраться смелости и опыта и организовать общественное движение «Солнечный мир». Они помогают семьям, в которых воспитываются дети с синдромом Дауна, поверить в собственные силы.  

— Родители репетируют вместе с детьми?

— Это обязательное условие. Без мам, пап, бабушек и дедушек особому ребёнку невозможно встроиться в жизнь нового коллектива. Сначала дети повторяют за родителями, это естественный процесс, позже ребята смогут повторить урок за педагогом. Но придётся преодолеть длинный путь. Первый наш спектакль мы готовили целый год. Воспитание особых малышей — это каждодневный труд и подвиг. От родителей зависит 90 % успеха. Нужно находить в себе силы, привозить, приносить ребёнка на занятия, тогда у него есть шанс. Глухим детям происходящее на занятиях при помощи сурдоперевода объясняют мамы. И дети прекрасно занимаются: танцуют, поют. Многие уже с интересом начали посещать и другие кружки, секции. Сейчас у нас на постоянной основе занимается 10 семей.

Принимать как равных

— Здоровые дети занимаются вместе с особыми ребятами?

Досье АиФ
Константин Мехряков — актёр Государственного театра кукол УР, режиссер и художественный руководитель детского инклюзивного театра «Надежда». Театру 4 года. В труппе 10 семей, самой юной актрисе 8 лет. Два высших образования: ИжГТУ (Ижевск) — специальность инженер системотехник, ЕГТИ (Екатеринбург) — специальность артист театра драмы и кино.
— Да, мы надеемся, что благодаря нашим усилиям вырастет новое поколение людей. Они не будут бояться или стесняться инвалидов, отводить глаза. Сейчас большинство взрослых в нашей стране не знает, как общаться с подобными людьми, а детей можно научить, и это в корне изменит ситуацию. Мы учим принимать других, особых детей и взрослых как равных. Для этого существуют «Уроки толерантности», которые мы проводим в 29 лицее и 97 школе. Когда к нам на занятия приходит семья, в которой воспитываются здоровый и особый ребёнок, мы помогаем решить межличностные проблемы. Дети получают опыт общения с себе подобными и со здоровыми, перестают воспринимать особых братьев и сестёр не как соперников, которые отнимают почти все родительское внимание, а как друзей. Ведь в семьях, где есть особый ребенок, здоровый ревнует к нему, борется за внимание родителей. За годы нашего существования, мы все стали одной большой семьей, вместе организуем летний отдых, отмечаем праздники, помогаем друг другу. Путешествуем по России, принимая участия в фестивалях. Наш пример многих заставляет задуматься о том, какие безграничные возможности таит в себе театральная сцена. Это невероятная сила, которая способна творить чудеса.

— Кукла — это магический предмет. Как не вспомнить книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки»...

— Это лучшее описание мира кукольного театра, которое мне попадалось, прекрасная книга, всем её советую прочесть. Куклы помогают. Когда мы только начинали, я отдавал кукол детям домой, они привыкали к ним, играли с ними как с обычными игрушками. Вместе с детьми и родителями мы шьём кукол, развиваем мелкую моторику и творим — создаём удивительных персонажей. Возможности кукольного театра безграничны, он творит праздник, дети получают такой заряд эмоций! А через эмоции особый ребенок способен «включится», пойти на контакт с миром и людьми.

Пять смелых мам

— Как вы попали в театр, какой вуз заканчивали?

— Я познакомился с театром во времена студенчества, пока учился в ИжГТУ и получал техническую специальность, с детства участвовал в олимпиадах по математике и гонял футбольный мяч, успел поиграть за команду «Газовик».

В ИжГТУ увлекся студенческим фестивалем «Балда», пять лет был председателем оргкомитета, этот опыт мне до сих пор помогает, параллельно попал в театр «Молодой человек», где моим наставником стал Вадим Евгеньевич Столов. После окончания ИжГТУ я уже точно знал, что хочу заниматься театром профессионально и поступил в театральный институт Екатеринбурга.

Вернулся в Ижевск и получил место в Государственном театре кукол, на базе которого четыре года назад мне удалось запустить собственный проект — инклюзивный театр «Надежда». Тогда в Ижевске с особыми детьми мало куда можно было податься. Нашлись пять смелых мам, которые поверили мне. Мы вместе стали ставить спектакль «Как котёнок научился мяукать», в конце пьесы все актёры появляются на сцене вместе с мамами, потому что этот спектакль о силе и необходимости материнской любви. Кстати, перед самой премьерой за кулисами царила настоящая паника, наши смелые и самоотверженные мамы заявили, что затея провалится, дети не выдержат напряжения. Мне удалось их успокоить, и теперь нас уже не остановить. И мы приглашаем всех, для каждого есть «Надежда», наши двери открыты.

Я хочу обратиться к родителям особых детей, пожалуйста, не бойтесь, вам только кажется, что ребёнок не справится, большой путь начинается с первого шага. Вы можете посетить одно занятие, посмотреть спектакль, зайти за кулисы и познакомиться с нами и нашими юными актёрами, вы увидите какие они все замечательные. Можно прийти на первое занятие, а остаться на год. Мы рады всем!

— Расскажите о вашем новом проекте «Я творю!»

— Мы открыли приём заявок на творческий конкурс, он включает в себя несколько жанров: рисунок, поэзию и прозу. Заявки принимаем на нашей страничке ВКонтакте. К Дню защиты детей будем подводить итоги, все участники получат дипломы и подарки, а работы победителей будут изданы отдельной книгой.

Ещё давно зреет идея создать спектакль без слов, чтобы был язык жестов и музыки, понятный любому человеку, и с этим спектаклем объехать мир. Три года мы работали с постоянным составом, сейчас к нам приходят и приходят новые люди. У нас есть занятия по танцу, вокалу. Хотим свой собственный «дом», который бы объединил под одной крышей все общественные организации, работающие с особыми детьми. Возможно, мы сможем получить площадку в новом реабилитационном центре, который сейчас строится на ул. Ленина в Ижевске. А ещё мы хотим всех пригласить 15 мая в Театр кукол, к международному Дню семьи мы готовим большой концерт.

Есть люди, которые приходят семьей из трёх человек, при этом покупают сразу 10 билетов, остальные мы отдаем семьям, которые не могут позволить себе подобные траты. Мы никогда ничего не просим, мы делаем, и наши результаты находят отклик в сердцах многих горожан. Недавно меня номинировали на премию «Человек Города-2016», сразу после торжественной церемонии ко мне подходили люди и предлагали помощь. Она нам действительно нужна, и с каждым годом мы понимаем, что начатое нами дело ни в коем случае нельзя бросать.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. В чём суть проекта «Наставничество»?
  2. Когда у Ижевска появится свой гимн?
  3. Как Удмуртия готовится к юбилею легендарного конструктора?