Андрей Гузий 0 346

Девушка с мольбертом. Как художник понимает элитарность искусства?

1 500 евро — такова начальная цена произведения молодого художника.

Художник считает, что для коллекционеров важнее похвастаться покупкой произведения искусства, чем очередной иномаркой.
Художник считает, что для коллекционеров важнее похвастаться покупкой произведения искусства, чем очередной иномаркой. © / Евгения Мальцева / Из личного архива

В эти дни в Ижевске проходит традиционный ледовый фестиваль Ангелов и Архангелов.  За шесть лет его существования появлялось немало скульптур, не всегда совпадавших с иконописными образами: был и спящий ангел, и ангел с тремя крыльями, символизирующий Троицу. Вспомнили служители искусства даже про святого мученика Христофора Пёсьеглавца, который имел голову собаки и, возможно, поэтому редко упоминался в православной иконографии.

Известная своей оригинальностью ижевская художница Евгения Мальцева решила пойти дальше и высекла из куска льда Люцифера, архангела, от упоминания о котором у любого верующего христианина по спине пробегает неприятный холодок.

«Архангел №1»

— Принято считать, что современное искусство и РПЦ  несовместимые вещи. Существование фестиваля и ваше участие в нем говорит об обратном?

 Около года назад я беседовала с религиоведом Романом Багдасаровым. Он говорил, что новая эпоха у нас в искусстве появится, когда Русская православная церковь начнет заказывать произведения современным художникам. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Правда, нигде больше, кроме Ижевска, это не наблюдается.

 Почему ваш выбор пал на падшего ангела?

Скульптура лишённого крылев Люцифера.
Скульптура лишённого крыльев Люцифера. Фото: Аиф-Удмуртия/ Андрей Гузий

 Появилось желание как-то реабилитировать его в глазах общественности. До попадания в душу Люцифера греха (в Священном писании не объясняется, каким образом это случилось, природа греха человечеству не известна до сих пор) он был самым любимым и прекрасным сыном Бога, поэтому скульптура и получила название «Архангел №1». Мой Люцифер символизирует милость Бога, который может простить любой грех и вернуть в изначальное, чистое состояние. Кроме того, Люцифера до греха (когда он являл собой «полноту мудрости и венец красоты») не изображал никто, но в Библии есть достаточно точное его описание. Мне было интересно, что из этого получится. 

 Несколько лет назад вы в рамках выставки «Духовная брань» написали икону антихриста.

 Всё по той же причине  было интересно. Тогда по ночам меня мучили кошмары. Расскажу одну историю. Я сделала эскиз Троицы на фанере, прислонила её к иконной доске и отправилась спать. Рядом стояла икона, на которой был изображен антихрист. Он пришёл ко мне во сне, красивый и страшный одновременно, навис надо мной и говорит: «Думаешь от меня убежать? Не выйдет, я всегда тебя найду!» Помню чувство жуткого, леденящего страха, ни пошевелиться, ни закричать и вдруг хлопок, от которого я проснулась. Только утром я обнаружила, что упал эскиз Троицы, этот хлопок разбудил меня, выдернул из сна. С тех пор перед сном я отворачиваю работы к стене. Слишком мощная энергетика, с которой лучше не заигрывать.

Живопись вечна

 Как-то в интервью вы признались, что в мастерской чувствуете себя комфортнее всего. Ничего не изменилось?

 Нет. Но на моей памяти было немало мастерских, где творить и даже просто находиться было проблематично. Например, в одной мастерской, которая располагалась в подвале жилого дома, было сыро, воняло кошками и химикатами от блох, причём на блох эти химикаты никак не действовали. Помню ощущения: пишешь картину, а блохи тебя злобно грызут. Другая мастерская напоминала авгиевы конюшни, причем до прихода туда Геракла. В том помещении никто не жил лет 30, всё было завалено, ванная в том числе  я мылась в шлёпках. Выручил Орлов, один из моих учителей и просто близкий человек. Приехал меня навестить  и навёл порядок. Отодрал ванную шкуркой, выбросил весь хлам и расставил всё по фэн-шую. Это стало для меня уроком на будущее. Сначала нужно навести порядок  а потом можно куражиться.

Справка АиФ
Евгения Мальцева родилась в Ижевске в 1983 году. С отличием окончила Институт искусств и дизайна УдГУ. В 2005–2009 гг. училась в аспирантуре Российской Академии Художеств в Казани. В 2009–2010 обучалась в школе современного искусства «Свободные Мастерские». Член Союза Художников РФ, член Творческого Союза Художников РФ. Номинант премии З.Церетели, Петрова-Воткина, а также стипендии Министерства Культуры РФ. Работы находятся в частных и музейных коллекциях России и за рубежом.

 В своё время для многих стало откровением ваше желание экспериментировать. Вы убрали холст в сторону и стали работать с деревом?

 На тот момент мне казалось, что всё, что я могла написать на холсте, я уже написала. Стало скучно, хотелось чего-то нового  и я решила поэкспериментировать. У меня скульптурное мышление. Я в большей степени скульптурный рисовальщик, чем живописец. Когда я училась в художественном лицее, разрывалась между живописью и резьбой по дереву, в конце концов сделав выбор в пользу живописи. Но интерес к дереву никуда не исчез и тут появилась хорошая возможность реализовать его на практике. Стала делать изображения на доске с помощью огня и дрели. Материал сам подсказывает, что нужно делать дальше. Раньше, когда я писала, практически знала конечный результат. А здесь как в сказке: кидаешь клубок, идёшь за ним и не знаешь, куда придёшь. Спустя какое-то время я вернулась к живописи: мне снова стало интересно красить.

 Как вы можете охарактеризовать свою живопись?

 Она гипериндивидуальна. Её ценность в том, что кроме меня так писать не может никто, ни человек, ни принтер. Но так и должно быть, это не математика, где всё можно просчитать и разложить по полочкам. Когда Сергея Орлова спросили, когда умрёт живопись, он ответил просто: «Когда люди перестанут заниматься сексом». Готова подписаться под его словами.

 Ваши картины уникальны, но и стоят недёшево.

 Искусство всегда было элитарно. В современном мире арт-бизнеса начальная цена произведения молодого художника 1 500 евро. Многие коллекционеры вкладывают свои деньги в произведения современного искусства, это намного выгоднее, чем покупать квартиры, особняки. Особенно выгодно покупать работы молодых, перспективных художников. Также у коллекционеров есть свои консультанты, профессионально разбирающиеся в искусстве и арт-рынке. Вообще для многих богатых людей сейчас важнее похвастаться покупкой уникального произведения современного художника, чем очередным банальным «Мерседесом». 

«Чищу» себя каждый день»

 Группа «Ундервуд» посвятила вам песню «Девушка с мольбертом». Сначала героиня собиралась в Париж, потом отправлялась в Нью-Йорк.

 Этим городам я многим обязана. Париж, кроме потрясающих галерей и музеев, которые интересовали меня в первую очередь, запомнился «Мостом желаний». Я два раза приходила и загадывала. Сбылось всё. На этом мосту я загадала желание сделать крутую выставку в крутой галерее. Через год мы сделали выставку в галерее Гельмана «Духовная брань» с коллекционером Виктором Бондаренко и религиоведом Романом Багдасаровым . Об этой выставке можно говорить очень долго, про неё Алек Эпштейн даже написал книгу.

Художник за работой.
Художник за работой. Фото: Из личного архива/ Евгения Мальцева 

А Америка меня очень раскрепостила. В Нью-Йорке было ощущение свободы, легкости. Точно такая же свобода и в плане искусства. В Москве четко соблюдается концептуальная линия, которую проводят кураторы, и если ты не в обойме,  то  извини. А в Нью-Йорке, как говорит один мой знакомый художник, на каждый товар свой дурак. Этот город дал мне что-то вроде творческого импульса. Такая силища! Зарядилась так, что потом сутками красила, не могла остановиться. За полгода написала целую выставку. В музее «Метрополитен» как раз проходила выставка «Страсти Жана-Батиста Карпо»  это французский скульптор, живший в XIX веке. В центре экспозиции была скульптурная группа «Уголино и его дети», этот сюжет так же присутствует в «Божественной комедии» Данте. Описывалась трагическая история свергнутого правителя Пизы Уголино и его сыновей, которых обманом заманили в башню и обрекли на голодную смерть. Мурашки по коже! Я глаз не могла оторвать от скульптуры и без конца фотографировала её. Впечатление было настолько сильным, что я решила написать работу со скульптуры. Впоследствии картина «Сыновья» объездила в рамках выставки «Российское искусство» пол-Европы.

 У Данте герой в финале видит Троицу и достигает внутренней гармонии. Как её достигаете вы?

 У меня каждый день проходит инвентаризация души. «Чищу» себя, отслеживаю свои недостатки, страхи, обиды, стараюсь заглаживать ошибки, занимаюсь духовными практиками, это помогает мне жить и творить. Если я этого не делаю, мне становится плохо, ни о каком душевном покое речи не идёт.

Раньше мне казалось, что духовность  это что-то безумно сложное и непонятное. На самом деле, это просто. Кому-то для получения Божьей благодати нужно сходить в церковь. Я человек не религиозный, но верующий. Картины пишу через молитву и медитацию. Своими словами, так, как умею. И тогда всё встаёт на свои места. Прошу, чтобы процессом руководил Бог, а не я со своими закидонами. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если не платят зарплату?
  2. Как отличить ОРВИ от гриппа?
  3. Когда и как пожилым жителям Удмуртии получить компенсацию за капремонт?